предмет возрастной психологии

Предмет возрастной психологии: особенности взросления человека

Предмет возрастной психологии. О чем это для человека? Взросление –  гармонизация внутренних психических процессов с процессами происходящими извне. Взрослым называют человека умеющего реагировать на возникающие обстоятельства уместными эмоциями и действиями. Почему не каждого человека называют взрослым, несмотря на далеко не детский возраст?

Содержание

Факторы, влияющие на развитие человека

Ход развития психики человека на каждой возрастной стадии изучает возрастная психология.  В сферу изучения этого раздела науки входят особенности деятельности, психологической активности и индивидуальных качеств личности по мере её взросления. Возрастная психология также изучает факторы, которые влияют на процесс взросления: внутренние, внешние, биологические и социальные.

Наследственность – биологический фактор развития человека, совокупность признаков, заложенных при рождении. Помимо внешних данных и наследственных заболеваний, ребёнку от родителей передаются особенности характера. В научном психологическом сообществе постоянно ведутся споры на тему: передаются ли по наследству способности и талант или же их развитие зависит от факторов воспитательной среды.

Среда – внешний социальный фактор развития индивида, в психологии понимается как наличие и сочетание окружающих человека духовных, общественных и материальных условий существования.

Воспитание относится к внешнему социальному фактору развития человека. Под воспитанием понимается целенаправленное прививание личности свойств характера, правил поведения и специальных навыков с целью её подготовки к участию в социокультурной жизни в дальнейшем.

Литература – внешний фактор развития переходящий во внутренний. Чтение играет немаловажную роль в морально-личностном формировании человека. В результате под влиянием литературных произведений у него формируются понятия о добре и зле, о дружбе и подлости, о любви и ненависти. Чтение литературных произведений способствует формированию связной, логической и красивой речи, умению правильно выражать свои мысли.

Возрастная психология

Рассмотрим подробнее, что изучает возрастная психология. Область её интересов распространяется на развитие психики человека от момента рождения до глубокой старости. Основные понятия возрастной психологии относятся к онтогенезу человека – общим, структурированным знаниям об этапах развития индивида.

Психология возрастная –  отрасль психологической науки, рассматривающая развитие человека в динамике на протяжении всей жизни (от рождения до смерти).

Предметом изучения возрастной психологии является психическое развитие. Закономерности, тенденции, законы созревания психики. Изменение поведения, деятельности и личности с течением жизни под влиянием факторов развития.

возрастная психология

На заре ответвления учения о возрастных стадиях человека как отдельного раздела науки, считалось, что предметом изучения возрастной психологии является развитие исключительно детской психики. Но, по мере накопления опыта, зона исследований стала расширяться, и интерес учёных распространился на старшие возрастные группы.

Основные задачи возрастной психологии:

  • выявление закономерностей развития человека;
  • установление возрастных границ, признаков и причин перехода одного возрастного этапа к другому;
  • классификация возрастной периодизации;
  • создание и описание психологических характеристик каждого периода;
  • выявление и изучение ведущих факторов развития.

Возрастная психология делится на разделы:

  • детская психология;
  • психология юности;
  • психология зрелого возраста;
  • геронтопсихология.

Возрастные группы

В возрастной психологии основной критерий отнесения к той или иной группе – биологический возраст. В психологии развития выделяются следующие возрастные группы:

Новорожденность (от рождения до 2 месяцев).

В этом возрасте важно эмоционально-тактильное взаимодействие. Новорожденность называют четвёртым триместром. 9 месяцев ребёнок созревает в утробе, а после рождения, ещё  2 месяца дозревает на руках. Желательно, чтобы первые два месяца мать находилась рядом, разговаривала, пела, гладила, носила малыша на руках. Посредством этого контакта, в человеке закладываются базовые чувства безопасности, защищенности и доверия.

Младенчество (от 2 месяцев до 1 года)

С приобретением возможности видеть предметы вокруг и различать цвета, начинается долгий захватывающий путь познания мира. Окружающие предметы, звуки, движения мотивируют ребёнка перевернуться, чтобы увидеть, поползти, дойти туда, где ещё не исследовано. От физической активности ребёнка до года зависит умственная активность.

Раннее детство (от 1 года до 3 лет)

С умением самостоятельно совершать действия с предметами: кушать ложкой, одеваться, застёгивать пуговицы, появляется потребность к самостоятельности. Малыш выбирает, во что играть, во что одеваться. Овладение речью проявляется в получении удовольствия от процесса разговора. Ребёнку не столько интересно, что ему отвечают, сколько самому произносить слова.

Дошкольный возраст (от 3 лет до 6-7лет)

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игра. В процессе игры малыш моделирует свой мир, где он всемогущий волшебник или супер-герой. Игра в профессии или дочки-матери – первоначальные модели будущей самоидентификации, которая произойдёт в подростковом возрасте. Для этого возраста характерно бурное развитие фантазии.  В дошкольном возрасте важно уделить внимание речи – исправить неправильное произношение звуков, неграмотный строй речи или расширить словарный запас. Чем старше становится ребёнок, тем сложнее ему избавляться от неправильной речевой привычки.

Младший школьный возраст (от 6 лет до 11 лет)

В младшем школьном возрасте происходит смена игровой деятельности на учебную. Вместо весёлой игры ребёнок  тихо, неподвижно сидит за партой, концентрирует внимание на неинтересных вещах и пытается их понять. Кроме этого, вместо милой воспитательницы строгая учительница, требующая выполнения домашних заданий. Переход к новой деятельности, возникновение школьных обязанностей требует некоторого времени на адаптацию – приспособление. Во время адаптации дети нередко болеют, отказываются идти в школу, проявляют вспышки агрессии. От родителей требуется помощь на всех уровнях: моральная поддержка, похвала, эмоциональная разгрузка.

Подростковый возраст (от 11 лет до 14 лет)

Подростковый возраст трудный для человека период жизни. Биологическое созревание пробуждает сильные и неизвестные ранее чувства. Собственное тело меняется, меняется мироощущение, эмоции становятся бурными и менее контролируемыми, дружба с одноклассницей перерастает в любовь – эссенцию противоречивых чувств из симпатии, стыда, тепла и агрессии. В отношениях с родителями возникает замкнутость и холодность, преодолеваются которые любовью, заботой и терпением.

Юность (от 15 лет до 23 лет)

Буря переменчивых чувств затихает, на её месте остаётся понимание своего «Я»: интересов, ориентиров, стремлений и предпочтений. В этом возрасте перед человеком стоит важная задача профессионального самоопределения. Такое определение складывается из интересов, способностей и имеющихся средств их реализации. Важное значение имеет профориентация: исследование индивидуально-личностных особенностей детей и подбор профессии в соответствии с психологическими качествами.

Молодость и зрелость (от 30 лет до 60 лет)

Молодость и зрелость  – период максимального проявления имеющихся интеллектуальных и физических данных. Человек реализуется в профессиональном, семейном, общественном направлениях. Полностью несёт ответственность за свою жизнь, принимаемые решения и совершаемые поступки. Помимо этого, несёт ответственность за своих детей и пожилых родителей.

На этом возрастном этапе развития, психика достигает пика своего совершенствования и начинается её постепенное угасание.

Старость (от 60 лет)

Старость – возрастной период, охарактеризованный мировой литературой как период спокойствия и мудрости. Связано с тем, что у человека появляется время на осмысление своей жизни. Если ранее человек был занят познанием мира, формированием в себе чего-то нового, профессией, социальными обязанностями или воспитанием детей, теперь у него появилось время на спокойные размышления. Следовательно, к спокойной старости приходят люди, реализовавшиеся в жизни в чем-либо: на профессиональном поприще или воспитав достойных членов общества. При таком раскладе подступающие болезни принимаются стоически, как естественный ход жизни с уверенностью в том, что есть, кому проявить заботу и будет, кому сожалеть о них после смерти. Иначе, жизнь человека отравляется сожалениями о том, что чего-то не успел сделать и желанием прожить жизнь заново.

возрастная психология

Факторы развития возрастной психологии

Возрастная психология, если говорить кратко, выделяет 2 основных фактора возрастного развития человека: внутренний и внешний. Развитие личности происходит, когда происходит столкновение этих факторов: внешние обстоятельства меняются, диктуют новые правила, по которым старые, устоявшиеся внутренние устои должны уйти и смениться психическим новообразованием соответствующим биологическому возрасту.

Основные теории возрастной психологии

Ученые-психологи, стоявшие у истоков зарождения нового раздела психологии, пришли к единому мнению в определении, что же такое возрастная психология. Итак, раздел психологии изучающий психическое развитие личности в течение жизни. Но, не сошлись во мнениях о закономерностях такого развития. В возрастной психологии выделяется 4 теории, каждая из которых по-своему правильная и имеет право на существование.

Теория конвергенции или взаимодействие равных факторов влияния на развитие личности

Автор теории Вильям Штерн – немецкий психолог и философ. В начале 20 в. мировое научное сообщество психологов вели споры на тему: что оказывает влияние на развитие личности. Одни склонялись к тому, что все особенности личности уже заложены при рождении. Вторые придерживались мнения, что ребёнок рождается «tabula rasa» – чистой доской и всё своеобразие индивидуальности формируется посредством воспитания и воздействия общества.

В. Штерн положил конец спорам в 1907 г., выпустив научную монографию объясняющую взаимодействие наследственности и среды в развитии человека. Основной смысл теории был выражен в следующем: «Развитие определяется Х-единицами наследственности и Y-единицами среды». Таким выражением учёный обозначил, что ребёнок рождается с уже имеющимся характером, задатками и способностями, а их раскрытие или торможение определяется полученным воспитанием и воздействием общества. Термином «конвергенция» психолог обозначил «взаимодействие» двух факторов, придав им равное значение и продемонстрировав, что один не действует без другого.

Психоаналитические теории. Психосексуальность

Основатель психоанализа З. Фрейд в одной своей психологической теории предложил использовать в возрастной психологии периодизацию, основанную на психосексуальности. Беря за основу базу психоанализа, описывающую структуру личности человека как постоянный конфликт между стремлением к получению удовольствия и препятствий в виде воспитания и норм морали, Фрейд предположил, что новорождённый ребёнок – носитель биологических нужд и живёт по принципу получения удовольствия. По мере взросления, он сталкивается с социальными запретами, препятствующими получению этого удовольствия.

Центры получения удовольствия смещаются по мере взросления индивида и определяют периодизацию по возрасту

Оральная стадия (до 1 года)

Центр удовольствия младенца находится во рту. Удовлетворение потребности в пище и сосании, закладывают такие свойства личности как доверие к миру, независимость и уверенность.

Анальная стадия (от 1 года до 3-х лет)

Центр удовольствия – прямая кишка. Ребёнок осознаёт, что управляет процессом испражнений: выпускает или задерживает фекалии. Поощрение родителей в приучении к горшку и отсутствии наказания при неаккуратно выполненном процессе, формируют позитивную самооценку, склонность к чистоте и саморегуляции.

Фаллическая стадия (3-6 лет)

Ребёнок открывает для себя мир гениталий. Узнаёт о половом различии, идентифицирует себя с отцом или матерью. В этом возрасте у ребёнка появляются вопросы на тему рождения и половых сношений. Неосознанно, по мнению Фрейда, ребёнок начинает испытывать половое влечение к отцу или матери. У ребенка формируется Эдипов комплекс (у мальчиков) и комплекс Электры (у девочек), который проявляется ревностью и негативизмом по отношению к родителю своего пола. Правильная тактика родителей, построенная на принятии и любви, поможет ребёнку без травм пережить данный период и в будущем не испытывать трудностей при построении отношений с противоположным полом.

Латентный период (6-8 лет)

Сексуальная энергия направлена на учебу, спорт, дружбу, творчество.

Генитальная стадия (12-18 лет)

Стадия, начинающаяся на фоне гормональной перестройки, характеризуется повышенной половой возбудимостью, не заканчивается до самой смерти. По Фрейду, человек в течение жизни руководствуется 2 инстинктами: инстинкт размножения и инстинкт разрушения. Удовлетворение инстинкта размножения стимулирует человека на отказ от пассивного поведения. Чтобы достичь удовольствия человек вынужден прогрессировать как на психическом, так и на физическом уровнях для лидирования в гонке за лучшим партнёром.

Периоды развития: эпигенетическая теория

Название теории происходит от понятия эпигенез – следующий друг за другом порядок развития. Автор теории – немецкий психолог, работавший, как и Фрейд, в направлении психоанализа, Эрик Эриксон. В предложенной им теории, смена возрастных периодов начинается с возникновения новообразования предыдущего периода и заканчивается с началом следующего возрастного кризиса. Каждый возрастной период возникает в ответ на социальные требования. Автор теории выделяет 8 стадий возрастного развития человека.

Младенчество (до 1 года)

Отношения с матерью на этой стадии формируют такие качества как доверие и уверенность. Завершается этап с началом кризиса 1 года. Психическое новообразование – стремление к моторной автономии (самостоятельное передвижение).

Раннее детство (1-3 года)

Этап, характеризующийся стремлением к самостоятельности и автономии. Ограничение самостоятельности способствует снижению уверенности в себе, слабоволию, поощрение – силе характера, самоконтролю и самоорганизации. Заканчивается кризисом 3-х лет с появлением критериев самоидентичности: «я», «я-мальчик», «я хочу…».

Дошкольный возраст (3-6 лет)

С появлением самоидентичности и самостоятельности появляются обязанности и социальные ограничения. У ребёнка начинают формироваться понятия о нормах морали: что такое хорошо и что такое плохо. Появляется зона требований: убирать игрушки по местам, убирать свою одежду, помогать родителям с домашними делами. Психическое новообразование возраста – чувство ответственности и дисциплины. Заканчивается период кризисом 7 лет с приходом ребёнка в новую социальную среду – школу.

Школьный возраст (6-12 лет)

В школьном возрасте ребёнок совершенствует свои интеллектуальные и физические способности. Поощрение и поддержка в учёбе, спорте, занятиях хобби формирует трудолюбие, тягу к знаниям и стремление к новым достижениям. Познавательные возможности не ограничены. При правильном подходе родители заинтересуют ребёнка чем угодно с учётом его личностных особенностей и возможностей. Если их ожидания завышены и не соответствуют способностям ребёнка – формируется чувство неполноценности и неуверенности в себе. Заканчивается период с началом подросткового кризиса.

Юность (12-20 лет)

Длительный и трудный возрастной этап. Ребёнок сталкивается с тем, что всё ещё ощущает себя ребёнком, но социум начинает предъявлять к нему требования как к взрослому. Гормональная перестройка влечёт за собой видимые изменения с лицом, телом, голосом. Появляются сильные, неконтролируемые половые влечения. Зарождается чувство взрослости – всё пугает и провоцирует типичные для подростка реакции – бунт, агрессию, негативизм. Заканчивается подростковый период с окончательным формированием представлений о своей личности, понимания своих жизненных ориентиров и ценностей.

Молодость (20-25 лет)

Ребёнок на пороге взрослой жизни. При благополучном развитии и наличия цели формируется чувство взрослости и ответственности, при непонимании, как жить дальше – инфантилизм. Кризис 25 лет в 8 из 10 случаев проходит незамеченным, выражается в поисковой активности и сменах направлений деятельности.

Зрелость (25 – 64 года)

При успешном прохождении предыдущего этапа – взрослая, социально полезная личность, развивающаяся в семейном и профессиональном направлении. При не успешном – не определившийся с жизненными ориентирами взрослый, застрявший на предыдущей стадии самоопределения.

Старость (60 лет – завершение жизни)

Стадия, характеризующаяся цельностью, мудростью, накопленным жизненным опытом. При успешной реализации себя в детях, внуках, профессии, возрастной период проживается спокойно и гармонично с небольшой тоской о прошлом.

Теория социального научения: специфика поведения человека

Автор теории – канадский психолог Альберт Бандура. Специфика поведения человека складывается из взаимного влияния социального примера, социального подкрепления и внутреннего мотива.

То, насколько эффективно человек обучается чему-либо, оказывают влияние следующие факторы:

  1. Интерес (внимание)
  2. Запоминание
  3. Личное повторение
  4. Подкрепление (мотивация)

Чтобы обучить чему-то необходимо привлечь внимание. Поэтому школьные учебные материалы ярко иллюстрированы и имеют крупный шрифт. Так же и со взрослыми – сначала зажигается интерес (акциями, перспективой, лёгким прохождением обучающих уровней), потом происходит процесс обучения.

На почве возникшего интереса запоминание происходит легче, так как у человека появляется желание повторять за другим человеком.

При повторении действия не у всех получается сразу с первого раза. Для того чтобы обучение продолжалось, необходимо подкрепление внешнее или внутреннее.

Внешнее подкрепление – в поощрении, похвале, подбадривании. Внутреннее – в стремлении быть похожим на объект подражания. Ребёнок учится кататься на коньках, как папа, или играть на ударных, как его кумир Трэвис Баркер.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: